Лаборатория бережливого производства МСЭФ - МСЭФ

Всероссийская олимпиада развития Народного хозяйства России

Лаборатория бережливого производства МСЭФ

 

Бережливое производство (lean production): Концепция организации бизнеса, ориентированная на создание привлекательной ценности для потребителя путем формирования непрерывного потока создания ценности с охватом всех процессов организации и их постоянного совершенствования через вовлечение персонала и устранение всех видов потерь (Сокращённо - КБП).    
   
Лаборатория МСЭФ - организация совместной работы членов МСЭФ и участников проектов МСЭФ с целью: 
    - формирования или повышения профессиональных навыков;
    - содействия трудоустройству или карьере;
  - формирования проектных команд.

Контакты для участников: +7 916 666 4292; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. https://vk.com/lbp_msef 


 Последовательность работы лаборатории:

1. Формирование проектной команды (3-5 человек).

2. Освоение унифицированных и стандартизированных методов и форм работы. 

3. Подбор объекта (организации), нуждающегося во внедрении Концепции Бережливого производства (КБП).

4. Предварительный анализ объекта.

5. Внедрение КБП.

6. Отчёт о внедрении КБП.


 Награды и возможности для участников:

1. Реальное понимание техник и механизмов управления;

2. Полезные знакомства и связи; 

3. Возможность проявить себя в реальном деле;

4. Свидетельства, уведомления участников и рекомендательные письма;

5. Реальный трудовой стаж в компаниях - партнёрах МСЭФ;

Контакты для участников: +7 916 666 4292; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. https://vk.com/lbp_msef


Методы Бережливого производства для малого и среднего бизнеса

 

1. КАЙДЗЕН КАК НЕПРЕРЫВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Первый инструмент —Kaizen. Кайдзен — японская философия, которая за пару десятилетий подняла из руин послевоенную экономику страны. Слово «кайдзен» в переводе и по факту означает постоянное улучшение — себя как личности и профессионала, рабочего места, управления задачами, производства.

Собственно говоря, применить данный инструмент не сложно. Нужно в каждом действии и процессе делать анализ: как это происходит в текущий момент времени и что можно улучшить. И ни в коем случае нельзя «замораживать какой-то процесс» надолго в одном и том же состоянии. Как это работает в малом бизнесе, маркетинге и рекламе?

Предположим, вы настроили третированную рекламу вашего продукта. Провели тесты целей, креативов, аудиторий, стратегий ставок и так далее. Запустили рекламу и уже получаете эффективные результаты. Всё хорошо.

Но как минимум раз в месяц стоит пробовать что-то улучшить: переписать текст, сделать новый креатив, новое предложение, протестировать новую аудиторию или площадку. И так же во всех процессах – постарайтесь не реже раза в месяц анализировать затраты и результаты по каждому из ваших бизнес-процессов и думать, что можно улучшить.

 

2. ЦИКЛ ДЕМИНГА-ШУГАРТА

Второй инструмент Бережливого производства, тесно связанный с постоянным улучшением — это PDCA (он же цикл Деминга-Шугарта). Итеративный метод, позволяющий внедрять улучшения и/или проводить изменения. Позволяет сократить время на планирование и помогает избавиться от страха ошибок.

PDCA расшифровывается как:

·Plan (планируй). Создание детального плана: Что делать? Как делать? В какие сроки это нужно сделать?

·Do (делай). Реализация плана: Делай то, что было запланировано, и так, как было запланировано.

·Cheek (проверяй). Контроль реализации плана: То, что было сделано по плану, результативно? Эффективно?

·Act (действуй/актуализируй). Пересмотр проделанных действий с точки зрения эффективности. И разработка более продуктивных действий, если необходимо. Главный вопрос этапа: как улучшить всё в следующий раз?

Смысл цикла Деминга-Шугарта заключается в том, что планирование и реализация любого процесса происходит по спирали. И на каждом витке мы можем что-то улучшить.

Например, вы делаете себе сайт-визитку. И у вас никак не получается написать текст, идеально описывающий ваш продукт. Запускайте сайт с тем описанием продукта, которое готово. А в ходе работы, во время общения с клиентами уточняйте у них, что им непонятно в описании, что можно улучшить. Когда соберёте достаточно информации и проведёте минимальное маркетинговое исследование, меняйте описание на сайте.

 

3. MUDA КАК ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ЛИШНЕГО В БИЗНЕСЕ

Теперь разберём принципы бережливого производства, касающиеся потерь — Muda. Это всё то, от чего необходимо избавиться и за счёт этого повысить эффективность и рентабельность. Чтобы понять, что в бизнесе является лишним, нужно смотреть на ценность для заказчика / конечного потребителя.
По каждому процессу или затратам задайте себе вопрос: «Готов ли клиент платить дополнительные деньги за это?» И если ответ будет «нет» — не задумываясь избавляйтесь от этого процесса /действия/ дополнительного материала. Нужно делать только то, что увеличивает ценность продукта для конечных потребителей. То, за что готовы платить.

Например, психолог выкладывает в социальных сетях фото, сделанные самостоятельно или её мужем. Фотографии были с минимальной обработкой, но вполне хорошие. Подруги давно уговаривали её заказать фотосессию у фотографа, чтобы выглядеть ещё достойней. В какой-то момент она сдалась, заплатила приличную сумму и решила, что профессиональные фото — повод поднять цену на услуги. НО! Количество клиентов не увеличилось, а наоборот сократилось. Клиентов устраивали обычные фотографии и прежняя цена. Они оказались не готовы платить больше денег «психологу с профессиональными фото».

 

4. ИНСТРУМЕНТЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В БЕРЕЖЛИВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Следующий блок инструментов Lean — о визуализации. К ним можно отнести VSM (Value Stream Mapping) — карту потока создания ценности. Она тоже помогает избавиться от потерь на каждом этапе создания продукта. Наглядно показывает, происходит ли на каждом этапе создание ценности для потребителя или нет.

Карту потока создания ценности можно создать на обычной пробковой доске. Прикрепите документы по каждому этапу создания ценности продукта. Например, этапы создания кондитером каждого торта или этапы подготовки тренинга, или этапы обслуживания клиента в фитнес-центре. Если продуктов несколько, карту с таймлайнами стоит составить для каждого из них.

 

5. ФОРМУЛА 5S В ПРИНЦИПАХ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Пятым инструментом пусть будет 5S — правильная организация рабочего места и процесса. Почему 5S? Потому что она состоит из 5 ключевых понятий.

1.Сэири. Сортировка на нужное и ненужное. Рассортировать, а потом убрать то, что не используется. Например, убрать в архивы все папки и документы на компьютере, которые не используете в текущих процессах.

2.Сэитон. Расположить в удобном порядке то, что используется. Все вещи, инструменты и документы, которые используются в работе, должны быть упорядочены и иметь точное и удобное расположение, позволяющее быстро и просто их найти. Например, все файлы должны быть не просто разложены по проектам, но и внутри каждого проекта должна быть одинаковая система наименования каталогов и папок.

3.Сэисо. Поддерживать чистоту и порядок. Это значит, все новые документы нужно сразу распределять на компьютере по соответствующим папкам или, в случае необходимости, создавать новые папки в рамках созданной системы хранения документов.

4.Сэикэцу. Создать стандарты контроля исполнения первых трех S.

5.Сицукэ. Совершенствовать, применяя созданные стандарты.

 

6. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В БЕРЕЖЛИВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Следующий инструмент бережливого производства — это стандартизированная работа. Этот инструмент подразумевает создание правил и шаблонов стандартных и повторяющихся действий и распространение их на все процессы в вашем бизнесе.

Единые стандарты и алгоритмы документируются в свод правил. Таким образом формируются организационные и операционные стандарты. Стандарты должны быть визуально просты и понятны, без двоякого толкования. Результат: нормирование и распространение единого подхода к работе позволяет поддерживать качество всегда на высоком уровне. Качество во всех сферах — клиентском сервисе, производстве товаров и услуг, менеджменте компании.

Например, вы можете подготовить стандартное коммерческое предложение, которое будет рассылаться новым клиентам. Это позволит сэкономить затраты времени на его подготовку для каждого клиента. Или можно настроить чат-бота и авто-ответы на стандартные вопросы в мессенджерах и социальных сетях.

А если у вас растёт команда или сменяется персонал, алгоритмы — жизненно необходимы! Это огромная экономия времени, когда не нужно каждому новому сотруднику показывать на пальцах, что и как ему делать. Выслал видеоинструкцию или алгоритм процесса со скриншотами, и всё.

 

7. КАНБАН В БЕРЕЖЛИВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Канбан — это организация постоянного потока работы во всех отделах и подразделениях. Подразумевает ликвидацию так называемых бутылочных горлышек — узких мест бизнеса, из-за которых работа скапливается то там, то сям.

Представьте, вы провели фотосессию товаров для вашего интернет-магазина. Теперь, чтобы выложить их на сайт, нужны тексты, а копирайтер сильно загружен и готовит только по одному описанию товара в день. В этом примере копирайтер как раз и является «бутылочным горлышком». Сам того не зная, он снижает эффективность вашего бизнеса.

Чтобы восстановить плавный поток процессов, имеет смысл или договориться с фотографом о частичной передаче фотографий по мере их готовности, или подключить ещё пару копирайтеров для равномерной подготовки карточек товара.

 

8. ГЕМБА В БЕРЕЖЛИВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

И последний в этой статье (но не в Lean) инструмент — Гемба. Он предназначен в первую очередь для руководителей и владельцев бизнеса.

Гемба — это анализ ситуации с места совершения процесса. Руководителям настоятельно рекомендуют покидать свои кабинеты и выходить «в поле»: ехать в фронт-офис, присутствовать на любом этапе бизнес-процесса, посещать место встречи клиента и сотрудника. Чтобы увидеть происходящее своими глазами, понять логику работы изнутри и принять меры.

Например, владельцу интернет-магазина стоит попробовать сделать заказ на своём сайте. Или обратиться к онлайн-консультанту на сайте под видом клиента. Чтобы проверить, как быстро и насколько полно отвечает консультант.

 

 

 

 

Нас поддерживают

Социальные сети